РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ЗЕРКАЛО КУЛЬТУРЫ В ГРАЖДАНСКОМ МИРЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Предлагаемый проект направлен на повышение уровня культурно-языковой адаптации детей и молодежи из числа иностранных граждан, не владеющих или слабо владеющих русским языком в условиях полиэтнического образовательного пространства Хабаровского края. В рамках проекта будут созданы и апробированы в деятельности два ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭТНО-ПУНКТА «ИНТЕГРАЦИЯ» КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ для достижения максимальной адаптации к новой языковой и культурной среде детей и молодежи, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе не владеющих или слабо владеющих русским языком.

Целевая аудитория Этно-пунктов будет определяться следующей выборкой:

  1. Этно-пункт из обучающихся-инофонов (дети младшего школьного возраста и  их родители из числа иностранных граждан);
  2. Этно-пункт из числа иностранных студентов.

Каждую целевую группу участников Этно-пунктов   объединяет ключевая сложность - это трудность адаптации к новым социально-культурным условиям их жизнедеятельности, в связи с слабым или отсутствием знания русского языка, призванного содействовать укреплению единства народов, проживающих в Хабаровском крае.

Проект реализован с октября 2019 по 2020 г. став победителем конкурса  проектов социально ориентированных некоммерческих организаций края для предоставления субсидий АНО "Дальневосточный ресурсный центр межкультурного взаимодействия".

Стратегическим ориентиром проекта стало создание и апробация  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭТНОПУНКТОВ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ для достижения  максимальной адаптации к новой языковой и культурной среде детей и молодежи, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе не владеющих или слабо владеющих русским языком.

  1. Этно-пункт  был создан на базе МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска для родителей и детей-инофонов слабо владеющих знаниями русского языка скачать (2.1 МБ)
  2. Этно-пункт на базе Ресурсного центра педагогического института ФГБОУ ВО «ТОГУ» скачать (10.7 МБ)

Целевой группой граждан, на которых направлен проект, являются обучающиеся от 7 до 22 лет, проживающие на территории Хабаровска и Хабаровского края. 

По роду деятельности они относятся к обучающемуся  населению. За время реализации проекта охват аудитории составил более  100 человек. Роль проекта в решении проблем целевой группы состоит в том, чтобы привлечь внимания иностранных детей и молодежи к значимости изучения гражданского (русского) языка как объекта нематериального культурного наследия.  

В рамках реализации проекта в ноябре 2019 г. был проведен круглый стол  «Развитие культурного интеллекта языковой личности в полиэтническом образовательном пространстве Хабаровского края» с участием представителей целевых групп проекта. Завершающим мероприятием проекта стал региональный  конкурс (с международным участием) билингвизма и творчества (русский/родной язык) «Древо-жизни» (скачать каталог конкурса).

 

Деятельность проекта отражена в СМИ и интернет-источниках:

  1. Сайт «Тихоокеанский государственный университет»: Вопросы адаптации детей мигрантов в образовательных организациях обсудили в ТОГУ 20.09.20
  2.  Сайт Ресурсного центра  ТОГУ: Проектная деятельность «Русский язык как зеркало культуры много национальной молодежи Хабаровского края»
  3. Сайт «Тихоокеанский государственный университет»: Большой этнографический диктант прошел в ТОГУ 05.11.19
  4. Сайт «Тихоокеанский государственный университет»: Педагоги ТОГУ и учебных заведений региона обсудили проблемы культурно-языковой адаптации детей мигрантов 26.11.19
  5. Журнал Ассамблея Хабаровского края. декабрь 2019, c. 20-23. "Ресурсный центр – это прежде всего люди"
  6. Газета Вести Ассамблеи народов Хабаровского края №11(55) ,с.3.  "Русский язык для иностранцев" 
  7. Сайт Ассамблея народов Хабаровского края.  Заключительный круглый стол «Единение культур-живая традиция России» (доклад Государственный русский язык, как основа культурно-духовной общности народов России в партнерстве со странами «Зарубежья» (19.12.19)
  8. Сайт «Тихоокеанский государственный университет»: Проект ТОГУ представлен на заседании Совета по межнациональным отношениям при губернаторе Хабаровского края 02.12.19 г.
  9. Сайт Ассамблея народов Хабаровского края. Первый Всероссийский образовательный семинар «Ресурсная среда» (4 марта 2020)
  10. Сайт Ассамблея народов Хабаровского края: Круглый стол "Формирование культурного интеллекта личности обучающегося в полиэтничной образовательной среде". (10.03.20)
  11. Сайт «Тихоокеанский государственный университет»: В ТОГУ обсудили проблемы деятельности педагогов в полиэтнической образовательной среде (06.03.20)
  12. Газета «Учитель» педагогического института ФГБОУ ВО «ТОГУ»  май 2020 г.: Как работать педагогам в полиэтнической образовательной среде (20.05.20)
  13. Сайт  КГУ ПОУ «Хабаровский  педагогический  колледж им. Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» (26.05.20 г.)
  14. Сайт Ассамблеи народов Хабаровского края  (06.06.2020)